Уважаемые коллеги, продолжим разговор, начатый в предыдущей статье («Д.В.», 2007, №2) – речь идет уже о практической коррекции имеющихся у детей-цервикаликов двигательных нарушений. После разблокировки шейно-воротниковой зоны создаются хорошие предпосылки для улучшения питания травмированных шейных структур. Это может достигаться применением:
а) легкого, щадящего, но достаточно продолжительного массажа шейно-воротниковой зоны;
б) физиотерапии:
- электрофореза спазмолитиков (эуфиллина, никотиновой кислоты или папаверина) по А.Ю.Ратнеру: поперечно на верхнешейный отдел позвоночника при оптимальной силе тока 3-5 mA и малой длительности процедуры (5-6 мин.); курс лечения обычно состоит из 8-12 процедур и проводится повторно через 2-3 месяца;
- грязевых аппликаций (иловые отложения соленых водоемов в виде черной сульфидной грязи) на шею и воротниковую зону: толщиной в 3-4 см, температурой 38-42ºС, продолжительностью 8-15 мин через день;
- парафиновых аппликаций на шейно-воротниковую зону: белый медицинский парафин толщиной 1-2 см, остывший до температуры 50-54ºС; по 15-20 мин через день;
- озокеритовых аппликаций (горным воском) на шейно-воротниковую зону: температурой не более 38-40ºС, продолжительностью 10-15 минут; проводят через день или два дня подряд с перерывом на третий день;
- лечения нагретым до температуры 50-60ºС песком (или солью), помещенным в полотняный мешочек;
- шерстяного укутывания, растирания шеи (применяется чистая шерсть);
- иглорефлексотерапии на область шеи ( по методике Н.Г.Ахтямовой).
Далее следует заняться повышением тонуса вялых мышц плечевого пояса и рук, что может быть достигнуто за счет использования:
а) стимулирующего массажа мышц (активное разминание, щипание, пиление, поколачивание, скручивание, выжимание, тычковый массаж и др.);
б) электростимуляции гипотонических мышц рук при помощи специальных аппаратов, применяемых в физиотерапии;
в) парафиновых аппликаций на паретичные верхние конечности;
г) комплекса физических упражнений для плечевого пояса и рук, выполняемых в игровой, театрализованной форме (смотреть дальше по тексту).
Предыдущий пункт коррекционной стратегии естественным образом переходит в такое направление как укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук. Начнем с шеи, но прежде имеет смысл дать несколько методических советов:
- для одной оздоровительной тренировки шеи хватит 4-6 упражнений;
- повторять каждое упражнение следует сначала по 10-15 раз, а затем, с возрастом постепенно доводить число повторений до 20-25;
- перед разработкой индивидуального коррекционного комплекса для ребенка следует уточнить с его матерью, каковыми были особенности родовой деятельности и определить преобладавший при родах тип повреждающих нагрузок: сгибательный, сгибательно-вращательный, разгибательный, компрессионный (сдавливающий) или тракционный (растягивающий); понятно, что не следует выполнять упражнения, которые по своей сути повторяли бы травматическое воздействие на шейный отдел позвоночника при родах;
- особое внимание обращать на те движения шеей, которые вызывают у ребенка явную боль – исключать их из комплекса, подбирать другие;
- упражнения для укрепления мышц шеи желательно выполнять перед зеркалом под соответствующее музыкальное сопровождение;
- говоря о тренировке шеи (а в дальнейшем и плечевого пояса и рук), следует отметить, что желательно выполнять корригирующие упражнения в лежаче-горизонтированных положениях (лежа на спине, на боку, на животе, в положении на четвереньках на месте, при ползании, сидя) - в этом случае жизненная энергия концентрируется именно в верхней части туловища, что создает благоприятные условия для коррекции и оздоровления.
|
Итак, для укрепления передних мышц шеи можно рекомендовать упражнение «Чистка перышек» - наклонить голову вперед, стремясь коснуться подбородком груди, а затем выполнить повороты головой влево-вправо. Так птичка чистит клювом перышки на груди (фото 1).
|
Фото 1
|
Продолжит коррекционный комплекс упражнение «Черепаха»: плавно опрокидывать назад затылок, стремясь коснуться им спины, голову при этом пытаться втянуть в плечи (фото 2). Затем также плавно наклонить голову вперед, стремясь подбородком к пупку. Так старая мудрая черепаха разминает свою шею, вытягивая голову из-под панциря.
|
Фото 2
|
Полезным для укрепления мышц задней поверхности шеи (в случае ее слабости, нестабильности) является упр. «Задний ход», когда следует перемещать голову назад, не наклоняя ее при этом, но стремясь втянуть подбородок (фото 3).
|
Фото 3
|
Продолжает коррекционный комплекс упр. «Робот»: наклоны головы в сторону, преодолевая при этом сопротивление собственной руки, упирающейся в висок (фото 4), на протяжении 10 сек. Как будто робот сам собирает себя по частям и пробует, на месте ли у него электронная голова.
|
Фото 4
|
Далее можно будет включить в тренинг упр. «Молоток»: наклонять голову вперед, преодолевая сопротивление собственной ладони, упирающейся в лоб, примерно в течение 10 сек. (фото 5). Таким образом вы изобразите с детьми трудолюбивый молоток, забивающий гвозди.
|
Фото 5
|
Завершит примерный коррекционный комплекс упр. «Тик-так» - наклоны головы в стороны (как часики тикают), стремясь коснуться ухом одноименного плеча. Плечевой пояс при этом должен быть строго горизонтальным, а позвоночник - выпрямлен (фото 6). Выше были представлены фотографии некоторых упражнений, выполняемых детьми под руководством инструктора на индивидуальных занятиях по коррекционному физическому воспитанию в д/с № 307 Суворовского района г.Одессы. Полный комплекс корригирующих упражнений для шеи описан в авторской методичке «Шея – это очень серьезно!» (2003).
|
Фото 6
|
Плечевой пояс и руки также желательно укреплять в положении лежа или на четвереньках. Предпочтение здесь следует отдавать сгибанию рук в локтях, подтягиванию: на гимнастической скамейке (фото 7),
|
Фото 7
|
на низкой перекладине, кольцах, трапеции (фото 8), горизонтально натянутом канате. Эффективно формирует сгибательные движения ползание по-пластунски, особенно без помощи ног. Лучезапястные суставы хорошо укрепляются при ползании на средних четвереньках с опорой на ступалки, например в форме строительных кирпичиков из детского деревянного конструктора (фото 9).
|
Фото 8
|
Мышцы-сгибатели пальцев лучше тренировать при помощи кистевых эспандеров. Самым простым из них является упругое резиновое колечко, напоминающее собой бублик. Применение различных конструкций ступалок и кистевых эспандеров заметно улучшит опорную способность рук. В этом плане можно также ползать с опорой на сжатые кулачки по рыхлой, упругой опоре типа гимнастического мата.
|
Фото 9
|
Перечисленные выше сгибательные упражнения не только укрепляют мышцы рук, но и фиксируют, ограничивают имеющуюся разболтанность в суставах верхних конечностей. Однако в любом случае, выполняя с детьми упражнения в упорах лежа, следует предварительно фиксировать их локтевые суставы эластичным бинтом в положении легкого сгибания рук – в этом случае при выполнении упоров суставы не будут деформироваться дальше (фото 10) по типу переразгибания (рекурвации).
|
Фото 10
|
Улучшить скоростно-силовые способности рук детей с шейными проблемами помогут упражнения с утяжеленными предметами (например, манипуляции с набивными мячами весом 1-3 кг), а также тренировка с облегченным весом собственного тела в положении лежа на животе на гладкой гимнастической скамье или на тележках различных конструкций. В этих упражнениях уже должна преобладать установка «кто быстрее!» (подтянется или приедет), т.е. стимулировать быстроту движений в сочетании с силовыми проявлениями.
Корректировать сгибательную установку в нижних конечностях (при нижнем спастическом парапарезе) можно различными способами, к числу которых относятся:
|
а) медленное растяжение спазмированных мышц массажистом или инструктором, чаще в положении лежа или сидя: например, наклоняться к выпрямленным ногам, сидя при этом на гимнастической скамейке;
б) очень хороший эффект дает методика доктора Тэкорюса из Литвы, когда ребенка в положении прямостояния фиксируют в области коленных суставов к специальному стенду, установленному под наклоном в 65-80◦. В нашем одесском педагогическом Центре мы адаптировали этот станок к детям дошкольного возраста в виде тренажера «Гномик». Желательно, чтобы в указанном положении ребенок стремился наклоняться вперед-вниз, что-то доставая (сбивая) при этом (фото 11).
|
Фото11
|
В этом случае спазмированные мышцы великолепно растягиваются и в последствии расслабляются. На станке ребенок может находиться 10-20 минут. Угол нижней опорной площадки тоже может видоизменяться в зависимости от напряжения в голеностопных суставах. Игра поможет ребенку не замечать дискомфорта. На фото запечатлена работа инструктора по физической культуре д/с № 190 г. Одессы Абукова А.Ф.
Итак, уважаемые коллеги, мы подошли с вами к завершению цикла статей, посвященных вопросам коррекционного физического воспитания детей с особенностями в развитии. К сожалению, эти дети составляют сегодня подавляющее большинство даже в массовых дошкольных учреждениях. Я желаю вам усердия и успешного творчества на этом благородном пути!
1. Доман Глен с соавт. Как сделать ребенка физически совершенным. - Аквариум, 2000. – 336 с.
2. Ефименко Н.Н. Шея – это очень серьезно! (советы родителям, педагогам, медикам). - Таганрог, 2002.- 35 с.
3. Ефименко Н.Н. Дети с полыми стопами (советы родителям, педагогам, медикам). - Таганрог, 2005. - 28 с.
4. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата). – М.: «Просвещение», 2005. – 112 с., илл.
5. Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. – Казань, 1985. - 333 с.
6. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения – М.: БИНОМ, 2005.- 368 с., илл.
7. Физические факторы лечения детских церебральных параличей / Под ред. Н.А.Усаковой и Р.Г.Красильниковой. – М.: Советский спорт, 2006.-192 с.
|
|